Советы учителя-дефектолога

Рекомендации учителя-дефектолога на лето родителям

Лето – пора отпусков, оздоровления,  детского отдыха. Родителям детей, имеющих нарушения речи,  важно помнить о том, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, пальчиковые игры, выученные стихи) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).  

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.  

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.    На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.).

Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.  

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка. Практически на любом наглядном  материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.  

Обязательно играйте! Играем в речевые игры: Скажи наоборот (большой – маленький); Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб); Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение; Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши. ( мама  ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК); Один – много (шар – шары, дом – дома); Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик); Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный); Играем, развивая фонематические процессы: Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.); Назови первый (последний) звук в слове; Где спрятался звук (какой захотите) — в начале? В середине? В конце? — ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ; Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?).

Развиваем речевое дыхание: Упражнения «Кораблик» Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. «Игрушки» Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол».

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей! До встречи в новом учебном году!

Примерные сроки появления речевых звуков в нормальном онтогенезе

(Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шахновская)

Возраст ребенка

(в годах)

1-2 2-3 3-4 5-6
Усваиваемые звуки АОЭ

ПБМ

ИЫУ

ФВТДН

КГХЙ

СЗЦ

ШЖЧЩ

Л

Р

График работы учителей-дефектологов

 

День недели Исаеня

Татьяна Станиславовна

Корженевская

Ирина Владимировна

Понедельник 8.00-13.00 15.00-18.00
Вторник 8.00-13.00 15.00-17.00 15.00 – 17.45
Среда 8.00-13.00
Четверг 8.00-13.00 15.00 – 17.45
Пятница 8.00-13.00 8.00 – 12.30

Исаеня Татьяна Станиславовна, высшее образование, 1 кв. категория

Корженеская Ирина Владимировна, высшее образование, 2 кв. категория

Задержка речевого развития у ребенка

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, а также от воспитания и обучения.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДРЕЧЕВОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Рассмотрим закономерности предречевого и речевого развития в норме. Период младенческих криков длится от рождения до 2 – 3 месяцев, период гуления – от 2 – 3 до 5 – 6 месяцев, при этом расцвет гуления приходится на 4 – 6 месяцы жизни. Период лепета длится от 5 – 6 до 11 месяцев. Для предупреждения недоразвития речи важное значение имеет стимуляция гуления и лепета. Для того, чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим, теплым, а главное, чтобы он имел эмоциональное общение с взрослым. На фоне радостного оживления все голосовые реакции ребенка становятся выразительными и стойкими, он может гулить до 10 – 15 минут подряд. Для стимуляции гуления малыша укладывают на спину, затем ласковым голосом или пением стараются вызвать гуление. Когда ребенок внимательно всматривается в лицо взрослого, то следует медленно, широко открывая рот, произносить звуки и их сочетания: «а», «агу», «угу». Если ребенок не повторяет этих звуков, то нужно пассивно вырабатывать подражательную реакцию. Например, легко поглаживая губы ребенка, в определенном ритме в момент произнесения взрослым звуков открывать рот ребенка. Занятия по активизации голосовых реакций желательно проводить через 20 – 30 минут после пробуждения.

После 5 месяцев необходимо стимулировать лепет. С этой целью родители произносят слоги: «ба», «па», «ма». При этом слоги произносятся родителями в момент выдоха малыша, а паузы приходятся на момент его вдоха. Ребенок должен подключиться к разговору с взрослым, а тот, в свою очередь, должен поддерживать активность малыша, произнося звуки тише, с частыми паузами, давая крохе возможность слушать себя. Родителям необходимо также знать, что гуление и лепет плохо будут развиваться тогда, когда с ребенком занимаются, а он не может слышать себя или взрослого (например, звучит громкая музыка, шумят дети). В этих случаях ребенок умолкает. Стимуляция лепета имеет большое значение для становления речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом словообразования.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСЛЕ 1 ГОДА

В возрасте около 1 года дети начинают произносить относительно чисто первые слова: «мама», «папа», «баба», «на». К 2 годам нормально развивающийся ребенок имеет в запасе 300 – 400 слов. К 3 годам – 1000 – 1100 слов. Однако количество слов ребенка еще не свидетельствует о его речевых возможностях. Важным показателем является развитие грамматической стороны речи. Усвоение грамматического строя речи начинается с 1 года и 3 месяцев. В этот период появляются односложные предложения, типа: «ди» (иди), «бух» (упал).

Второй период развития грамматического строя – это 1 год 10 месяцев и до 3 лет. В это время у ребенка формируются различные грамматические категории, усваиваются флективные отношения, появляются предлоги, союзы, сложные предложения. Таким образом, к 3 годам у ребенка формируется способность свободно общаться с помощью грамотно построенных простых предложений. Задержка речи ребенка должна вызывать тревогу у родителей не тогда, когда у малыша к 2 годам нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало; когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.

Что же такое фактор риска? Фактор риска – это различные условия внешней среды, биологические и социальные, в большей или меньшей степени способствующие развитию отклонения от нормы. К биологическим факторам риска речевых нарушений относится семейная отягощенность патологиями речи, неблагоприятные факторы, действующие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде или в момент родов или в первые годы жизни. К социально-психологическим факторам относятся психо-травмирующие факторы микросреды: неудовлетворение психических и эмоциональных потребностей, отрыв от родителей, неправильное общение и речевое воспитание. Чтобы предупредить отклонения в развитии речи, родители должны знать не только о закономерностях нормального речевого развития ребенка, но и о сроках и закономерностях нормального психомоторного развития. Важная роль в своевременном формировании речи принадлежит развитию и коррекции мелкой моторики рук. Исследования ученых показывают, что тренировка пальцев рук на 2,5 месяца ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга, то есть речевые области формируются под влиянием определенных импульсов от пальцев рук. Работу по тренировке пальцев можно начинать с первых недель жизни ребенка. В этом отношении очень полезен массаж. Например, поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью или круговые спиралевидные растирающие движения. Также полезно брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать в течение 2 – 3 минут ежедневно.

В период становления речи (от года до трех лет) первые слова малыша носят обобщенно-смысловой характер, то есть одним и тем же словом он обозначает и предметы, и просьбы, и чувства. Поэтому понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Такая речь называется ситуационной. С полутора лет слово приобретает уже обобщенный характер. И на протяжении второго – третьего года жизни происходит значительное накопление словарного запаса. Значение слов становится все более определенным. К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Нужно знать и о том, что ближе к году родители должны активно накапливать пассивный словарный запас ребенка, то есть то, что ребенок сказать не может, но на что он может показать. Например: «Покажи, где у куклы глазки».

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Среди причин, провоцирующих задержку речевого развития, можно назвать природовые черепно-мозговые травмы, внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикацию плода, врожденную отягощенность. Задержки речевого развития у ребенка также могут быть следствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы (рахит; нарушение питания, сна; часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей).

Также отстают в развитии речи дети, воспитывающиеся в среде с дефектным речевым окружением (когда у родителей присутствуют дефекты речи), либо дети, подвергшиеся ограничению социальных контактов (например, длительная госпитализация).

Кроме того, существуют критические периоды в развитии речи. Первый – это 1 – 2 года, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речевых зон (критический период развития – это возраст 14 – 18 месяцев) и любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребенка.

На каждом этапе развития ребенка выделяют ведущий вид деятельности. У ребенка первого года жизни – это эмоционально-положительное общение со взрослым, которое является основой для формирования предпосылок речевого общения. У детей, у которых этот вид деятельности развивается слабо (например, длительная болезнь, недостаточное общение с окружающими) предпосылки речевого развития формируются плохо. И такой ребенок в первые годы жизни может отставать в развитии речи. У ребенка второго года жизни ведущим видом деятельности, который стимулирует развитие речи, является предметно-действенное общение со взрослыми. Только в процессе совместного выполнения предметных действий, ребенок усваивает основное назначение предметов, вырабатывает опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний, пассивный и активный словарь. Если на этом этапе не происходит смены ведущего вида деятельности, то у малыша также возникает отставание в речевом развитии.

Следует сказать и о том, что для нормального речевого развития малыша необходимо постоянно беседовать с ним: одеваете его, раздеваете, собираетесь на прогулку – все комментируйте. И важно, чтобы мама не просто говорила с ребенком, параллельно занимаясь какими-то своими делами. Нужно оставить все дела и 5 – 10 минут полностью уделить малышу.

Наталья КОСЯК, учитель-логопед, 4-я городская поликлиника.

 Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 лет)

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайтаGames-for-Kids.ru.

Ученые озабочены тем, что истинные причины аутизма до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное – численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз.

Аутизм – болезненное состояние психики, погруженность человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром. При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы как в невербальной коммуникации, так и в общении при помощи речи. При всем этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях он гораздо выше, чем у его сверстников.

Ранний детский аутизм – понятие медицинское, поэтому его определяет врач – детский психоневролог. В своем наиболее характерном виде этот синдром проявляется в возрасте 2,5 – 3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше. Необходимо вовремя обратиться к специалистам. Ключевая роль в работе с аутичными малышами отводится родителям.

Родители должны помнить, что аутичному ребенку очень важна размеренность и предсказуемость жизни – он гуляет по определенным маршрутам, носит одну и ту же одежду, кушает из определенной тарелки. Аутистам очень дороги старые игрушки, они любят части игрушек больше, чем целые игрушки. Отбирать обломки у малышей ни в коем случае нельзя, а новые игрушки следует предлагать осторожно, ни в коем случае не навязывая. Аутичные дети часто боятся больших игрушек. Походы в шумные места всегда испытание для аутичного ребенка, он не получает от них удовольствия.  Часто аутисты избирательны в выборе цвета. Все это следует учитывать, стараясь помочь аутичному малышу. Родители должны суметь приспособиться к его особенностям и запастись терпением, только в этом случае возможно достичь улучшения. При осторожном ненавязчивом взаимодействии с ребенком его странности начинают исчезать, а спектр интересов и любимых вещей расширяется.

Сверхчувствительность аутистов заставляет быть с ними очень и очень внимательными. При разговоре не следует повышать голос, ни в коем случае нельзя создавать во время беседы тревожную обстановку. Аутисты не любят множества впечатлений, поэтому на первых порах можно взаимодействовать с таким ребенком исключительно голосом.

Тесно сотрудничая с детской поликлиникой, служба ранней комплексной помощи ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» выявляет детей с ранним детским аутизмом.  Своевременная помощь педагога-психолога, учителя-дефектолога, выполнение рекомендаций врача и желание родителей, несомненно, дают заметные плоды. Специалисты центра проводят развивающие занятия с ребенком с учетом его особенностей, проводят консультации с родителями. По достижении 3-х лет дети с расстройствами аутистического спектра проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, которая определяет образовательный маршрут. На базе учреждения дошкольного образования «Ясли-сад №19  г. Слуцка» функционируют 2  группы для детей с аутизмом.

Проблема аутизма в нашем обществе состоит и в неготовности принять таких детей. Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей.

Валентина ШЕШКО,
учитель-дефектолог ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР»

Десять простых советов учителя-дефектолога родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ.

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
  • Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем-дефектологом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *