postheadericon Рекомендации педагога-психолога

Развивающие игры онлайн   games-for-kids.ru  
На этом замечательном сайте вы найдете:

1. Развивающие игры для малышей
Этот раздел сайта создан специально для деток, которые только начинают свое знакомство с компьютером. В нём вы найдете самые простые онлайн игры для детей 2-4 лет, направленные на развитие мышления, речи, знаний о мире, памяти и внимания. Их отличает простой, понятный интерфейс; яркое, красочное оформление и элементарные задания, подходящие для детей от 2 до 4 лет. Здесь собраны игры, помогающие малышам усвоить такие сложные понятия, как «один – много», «выше – ниже», «меньше – больше» и т.д.; игры на счет, изучение цвета, формы и размера. Ребенку, которому скоро исполнится или уже исполнилось 3 года, понравится решать несложные задачки, а если возникнут трудности, обязательно помогите малышу справиться с заданием.


Плавание
как способ преодоления аквафобии

Страх перед лицом опасности – нормальная защитная реакция организма, инстинкт самосохранения. Но если страх выходит за рамки нашего контроля, сопровождается учащенным сердцебиением и паническими состояниями, это уже фобия. Фобий насчитывается великое множество, аквафобия – одна из наиболее распространенных.

ПОМНИМ:

«Умные дети не боятся ничего, но осторожны и родителей слушают». Обязательно!

На воде чаще всего тонут дети, которые не боятся ничего и не думают ни о чем, и дети, которые боятся всего. Бабушки пугают ребенка своими рассказами, мамы своей тревожностью, папы — бросанием в глубокую воду.



Не пугайте ребенка!

Учите его хорошо плавать и думать.


Человек сам по себе в воде не тонет. Человек тонет, когда начинает глотать воду и начинает от этого паниковать. В отличие от плавания на скорость, само по себе удержание на воде не требует практически никаких физических усилий. Исключение: быстро устают в воде те, кто боится хлебнуть воды, голову в воду не опускают и, напротив, стараются держать её над водой как можно повыше…

Поэтому, чтобы в воде не уставать и не бояться воды – «подружите» ребенка с водой, используя  обычный  курс освобождения от фобии, который  сводится к пословице: Клин клином вышибается! Поэтому,  учитывая  принципы Осторожности и Последовательности ребенка  необходимо приучать  к водным процедурам, начав с обычного обмывания лица до полного погружения в воду с задержкой дыхания.

Исходя из особенностей психики взрослого человека и ребенка, выстраивается тактика выхода из данного состояния.

Как быть, если у Вашего ребенка вдруг появилась резкая неприязнь к воде.

Это довольно частое явление в младенчестве или в возрасте около 4 лет. Не нужно паниковать и не нужно принимать радикальные меры, а особенно принуждение. Мудрая мама в форме игры всегда сможет помочь своему ребенку привыкнуть или даже вновь принять воду, как и все, что нас окружает, спокойно. Советуем при умывании ребенка проговаривать стишки, типа «Рано утром умываются котята» или «Водичка-водичка, умой Ване личико». Дети очень доверяют своим родителям, и это еще один плюс к тому, что вместе вам легче будет справиться с этой задачей.

Когда умывание станет привычной процедурой, можно переходить к поливанию из лейки или душа. Начинать надо снизу: вначале ноги, затем руки, туловище и только потом — голову. Дети пытаются ловить струйки воды руками и это для них — увлекательная игра. Когда обливаете голову ребенка, начните с затылка и темечка, постепенно переводя струю вверх-вниз. Обязательно объясните малышу, как нужно задерживать дыхание. Играйте с ним до тех пор, пока ребенок окончательно не привыкнет, и будет радоваться этому занятию.

Закрепит и придаст уверенности систематическое занятие плаванием. Получив согласие ребенка, отправляйте  в бассейн. Наш профессиональный тренер, зная проблему Вашего  ребенка, научит его с помощью специальных упражнений не только находиться в воде без страха, но и плавать. Постепенно увеличивая проплываемую дистанцию, ребенок почувствует себя уверенным и защищенным. Это усилит положительные эмоции по отношению к воде и в дальнейшем позволит без страха наслаждаться купанием в любой водной среде, будь то бассейн, речка или море.

Успехов в преодолении  аквафобии!


Обеспечение информационной безопасности жизнедеятельности дошкольников

Потребность в информации — одна из базовых  естественных  потребностей человека.

Недаром говорят  «Словом  можно  убить, словом можно  спасти,  словом можно людей за собой  повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека,  значит, она должна фильтроваться. Если взрослый  человек  справляется с этой задачей  (и то не всегда и не каждый), то ребенок  этого  делать еще не умеет. А значит,  он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны  взрослых  людей. Прежде всего, конечно, со стороны  родителей.

Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы  обязаны, научится охранять его, справляться с ним эффективно.

Все поменялось, когда  почти в каждый  дом пришли компьютер  и безлимитный  Интернет. Их значение  трудно  переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены  в информационное окружение ребенка.

Давайте вдумаемся,  что именно произошло?

Ребенок,  еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей,  получил доступ  к социальным  сетям,  форумам, чатам,  сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной  информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация  особенно обострилась в последние  годы — с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

Какая информация причиняет вред здоровью и развитию детей?

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься  бродяжничеством или попрошайничеством;
  • содержащая информацию порнографического характера;
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань.

Как определить  степень опасности информации?

Обезопасить  детей  от нежелательного медиа – продукта позволяет размещенный производителем  знак или текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видео-обслуживании.

Знак информационной продукции демонстрируется в публикуемых программах теле- и радиопередач, в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале.

Размер знака информационной продукции должен составлять не менее 5% площади экрана, афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино — или видеопоказе, а также входного билета, приглашения.

Как обозначается степень опасности  информации?

  • для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;
  • для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 6 лет» либо  «запрещено для детей».

Правила при использовании средств массовой информации

-Оказывайте помощь детям в выборе телепередач и следите за временем  нахождения у телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю. Следите, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.

-Общайтесь со своими детьми на тему «Телевидение. Опасность. Дети».

-Объясните ребёнку, почему существуют запретные телепередачи (учет возрастной маркировки, размещенной на экране), почему телевизор нельзя смотреть долго (вред для здоровья и др.).

— Анализируйте вместе с ребёнком после просмотра телепередачи значимость программы, поведение героев или ведущих.

-Ориентируйте ребёнка на выбор телегероя для подражания. Обсудите с ребенком его поведение, основные черты характера.

-Формируйте у ребёнка самостоятельный выбор позитивного телепросмотра. Разработайте совместный план по борьбе с «вредным» телевидением.

Правила при работе с книгопечатной продукцией

( книги, газеты, журналы)

-Формируйте в ребенке читателя еще до школы. Начните сами читать ребёнку книги, а затем подбирайте такие, которые ребёнок сможет прочитать самостоятельно от начала и до конца.

-Анализируйте вместе с ребёнком после прочтения книги или журнала  их значимость, поведение героев.

-Старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на них заинтересованно, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания некоторых моментов.

-Учите ребенка  вести диалог. Это поможет поддержать с ним контакт в течение всего периода взросления.

-Обсуждайте с детьми различные случаи, прочитанные в книгах, газетах или журналах. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.

-Учите детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений.

Правила при работе ребенка с компьютером и сетью  Интернет

-Разговаривайте с детьми. Вы должны знать, какие сайты они посещают, с кем общаются, что любят смотреть. Не следует разрешать ребенку  пользоваться Интернетом свободно, как ему захочется.

-Установите правила для использования сети Интернет. Четко определите время, которое ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.

-Не следует разрешать детям распространять личную информацию. Объясните ребенку, что опасно разглашать сведения личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и др.), а также размещать свои фотографии.

-Объясните ребенку, что при общении в сети Интернет в чатах, форумах и других ресурсах, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя (ник), не содержащее информации личного характера, вместо фотографии выберите аватар.

-Научите детей быть осторожными. Расскажите ребенку о возможных опасностях сети Интернет и их возможных последствиях. Ребенок должен знать, что нельзя открывать подозрительные файлы и ссылки, как бы заманчиво они не выглядели. Приучите ребенка спрашивать то, в чем он не уверен.

-Не позволяйте ребенку встречаться с on-line знакомыми. Объясните ребенку, что никогда нельзя быть уверенным в том, кто с тобой общается в виртуальном пространстве.

-Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

-Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

-Выделите те сайты, которые, по Вашему мнению, Ваш ребенок должен избегать.

-Узнайте об интернет-привычках Вашего ребенка и его друзей.

-Интересуйтесь технологическими новинками, например, фильтрующим или другими охранными программами.

-Решите, какие программы наиболее подходят для Вашей семьи, и установите их на своем компьютере. Пересматривайте Ваши настройки каждые 6 месяцев, чтобы убедиться, что установленные программы не требуют обновлений.

-Просматривайте журнал посещений интернет-ресурсов на компьютере, чтобы узнать, какие сайты посещал Ваш ребенок.

-Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок.

-Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

-Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

-Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.

-Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:

до 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету;

Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Помните, что вы очень много значите для своих детей.

Они замечают все, что вы делаете, как говорите и поступаете.

Пусть ваш личный пример и инициатива с ранних лет воспитывают в детях  все самое лучшее.

Готовность к детскому саду

Нужен ли ребенку детский сад,  с  какого  возраста   его посещать? Как подготовить его заранее? Что делать, чтобы адаптация в детском саду прошла менее болезненно? Эти  вопросы волнует практически каждого родителя.

Детские психологи выделяют два типа готовности:

1)готовность по характеру;

2)готовность по темпераменту;

И совместив эти две готовности,  Вы сможете определить приблизительный возраст, в котором  Ваш  ребенок «дозреет» до детского сада и наиболее безболезненно переживет адаптацию.

Определяем готовность ребенка  по характеру:

В зависимости от того, как ребенок овладевает новой информацией, выделяют 4 основных типа характера: оратор, деятель, зритель, и слушатель.

Ребенок-оратор

Дети такого типа познают мир по средством  общения. Они много говорят и родителям иногда кажется, что их малыш не замолкает ни на минуту. Ребенок легко поддерживает разговор с кем угодно, отвечая на любые вопросы. Этот тип детей нуждается в постоянных слушателях и легко их находят. У них есть своя точка зрения по любому поводу.

Ребенок-деятель

Ребенок такого типа много двигается ,постоянно занят делом и во время разговора активно жестикулирует .Ребенок обгоняет своих сверстников в физическом развитии ,зато отстаёт в тех областях ,где требуется терпение и усидчивость. Ребенок этого темперамента уже в 1,5-2 года может легко  переносить адаптацию.

Ребенок-зритель

Ребенок усваивает информацию при помощи зрения. Он очень внимателен и замечает даже самую малейшую деталь. Он любит рассматривать картинки, книжки, любит смотреть телевизор. К 3-м годам у детей такого типа появляется интерес к сверстникам.

Ребенок-слушатель

Его основной канал восприятия – слух. Он очень любит слушать песенки, сказки, рассказы ,любит играть с музыкальными игрушками .Дети этого типа несколько позже своих сверстников начинают говорить .Они  впитывают информацию подобно губке, а потом удивляют родителей правильно построенной речью. Ребенок- слушатель обладает хорошей памятью и обширным словарным запасом. Ему интересно слушать не только взрослых, но и сверстников.

Определяем готовность ребенка к детскому саду по  темпераменту:

Определить темперамент ребенка можно по мимике, подвижности, манере общения, скорости его мышления. Как известно, существует 4 наиболее распространенных типа темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик.

Ребенок-флегматик

Флегматика лучше отправлять в детский сад в 2-3 года, когда коллектив еще не успел сформироваться. Ему тогда будет легче войти в детский коллектив. Ребенок спокойный, сдержанный и рассудительный. Умеет играть один,  редко закатывает истерики родителями и  проявляет любопытство и инициативу. Любит спокойные игры и предпочитает оставаться в тени. Ребенок – флегматик – подарок  для родителей. Такого ребенка любят воспитатели. Он практически не создает проблем. Тихо играет в уголке. Ребенок такого типа долго адаптируется, но открыто эмоции не проявляет. Детям такого типа в принципе без разницы, где находиться — в саду или дома, однако, чтобы малыш быстрей адаптировался нужно просто принести кусочек дома в садик: игрушку, пижаму, подушку.

Ребёнок-сангвиник

Это прирождённый лидер и заводила. Сангвиники легко адаптируются в любой ситуации и быстро находят друзей. Они не злопамятны и быстро прощают обиды. Он проявляет интерес ко всему, что его окружает. С самого рождения этот тип детей нуждается в общении. Как только ребенок  сангвиник замечает , что вокруг него дети, ему тут же хочется пообщаться с ними. Чем раньше  Вы отдадите малыша в садик, тем будет лучше. Но ходить в сад сангвиник будет лишь тогда, когда будет находить там интересное занятие.

Ребенок-меланхолик

Всегда пессимист. Замкнутый, нерешительный и очень мнительный ребенок. Не любит нововведений, часто ноет, хнычет, либо кричит во весь голос, часто еще с вечера.  Приказывать им нельзя. Как вариант — заинтересовать или договориться. Чтобы сделать выбор и привыкнуть к переменам ему требуется определенное время. Меланхолик не нуждается в детском коллективе. Но! Избегать детского сада и сидеть дома до школы не стоит. Он должен получить опыт общения с воспитателями и сверстниками, оторваться от маминой юбки.

Ребенок — холерик

Ребёнок подобного типа легко возбудим и долго не может успокоиться. Он любит работать на публику, быть в центре внимания, возможно поэтому часто   балуется, предпочитает шумные игры, конфликты и драки сосверстниками, постоянно нуждается в зрителях. Дети этого типа достаточно быстро схватывают информацию (зачастую воспринимают ее в штыки) и также быстро её забывают. Часто провоцируют конфликт с  взрослыми и сверстниками, а любую информацию воспринимают в штыки. Потребность в детском коллективе у холерика возникает года в три-четыре. В этом возрасте он уже знаком с определенными нормами поведения и может отвечать за свои поступки.

Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою «рабочую» сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

СЧАСТЛИВЫХ  ВАМ  МИНУТ ПРИ ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ !

Нескучное лето

Итак, наступило лето! И теперь так хочется покинуть душную квартиру и отправиться за город или к морю.

Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.

Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное — подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку.

Песок и вода

Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Детям школьного возраста будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию пространственного мышления и развитию  практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Вы остались в городе?

Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий.

Это, например, рисование цветными мелками на асфальте — занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.

Коллективные игры на свежем воздухе

Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям старшего дошкольного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр.

Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время.

Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать со словами:

«Ах, лето!»

Здравствуй лето!

Лето – время, прекрасное во многих отношениях. Но сказать, что никаких сложностей нет, нельзя.

Просто летние проблемы совсем другие. На некоторые из них обязательно следует обратить внимание.

Чем занять ребенка: недостаток социальных впечатлений

На даче, на море, в деревне обычно мы имеем дело с массой впечатлений, связанных с природой. И для ребенка, для его развития это, конечно, важно. Большинству детей очень нравится купаться, загорать, сидеть на травке, наблюдать за солнцем или животными. Деткам, растущим в городе, не хватает подобных простых событий.

Но вот проходит неделя-другая, и мама начинает замечать, что малыш уже не так погружен во все эти прекрасные летние занятия. Он может стать более капризным или требовательным, просить, чтобы им опять, как в городе, постоянно занимались и развлекали его.

Такое поведение, скорее всего, связано с тем, что у ребенка присутствует недостаток общения с ровесниками, а также нехватка социальных впечатлений, подходящих ему по возрасту. Только малыши-интроверты чувствуют себя полностью самодостаточными и не нуждаются в друзьях. Всем прочим (а их 80%) общение с другими детьми необходимо как воздух.

Многие родители знают это по опыту предыдущих летних месяцев: если вы едете куда-либо отдыхать с друзьями, у которых есть дети похожего возраста, вам будет проще. Да, они, конечно, будут периодически ссориться. Но в целом все будет гораздо проще, и у взрослых, возможно, даже останется время, чтобы отдохнуть и пообщаться.

Но если такой летней компании у вас нет – стоит заранее продумать как вы будете организовывать социальные (связанные с общением) впечатления малыша.

Братья и сестры составляют неплохую компанию, но даже дружным сиблингам периодически необходимо «разбавлять» их слишком тесную связку. Иначе количество ссор может возрасти.

Если же малыш у вас один – ищите соседей, новых знакомых, возможно, даже детские занятия, которые идут летом. Получив новые впечатления, ваш ребенок будет лучше играть сам.

Старый друг лучше новых двух?

Вы приехали на дачу или на море той же компанией и замечаете, что те дети, которые прекрасно играли друг с другом и по всем приметам составляли прекрасную игровую пару, теперь не находят общего языка.

Возможно, кто-то из них резко повзрослел, начал ходить в сад или школу или стал старшим в своей семье. Но, может быть, дети просто отвыкли – для них 9 месяцев зимы тянутся примерно как для нас 2,5–3 года.

Попробуйте помочь им вспомнить дружбу, предлагая игровые идеи или организовывая пикники и другие совместные мероприятия.

Но если через неделю ситуация не изменится – пустите все на самотек. Не стоит настаивать на обязательном продолжении общения. Детские, особенно дошкольные, дружбы редко бывают долговечны.

Дети слишком быстро растут и меняются, и им самим почти невозможно понять и сказать маме, почему же со старыми друзьями стало неинтересно.

Те случаи, когда дети замечательно играю из года в год – скорее редкое везение, исключение из правил, которое надо очень ценить.

Заводим новых знакомых

Для того, чтобы ребенок обзавелся новыми друзьями, иногда требуется несколько минут, а иногда – несколько недель. Все зависит от возраста, обстоятельств, сочетания характеров.

Маленьким (3–4 года) детям достаточно поиграть один раз, чтобы назвать нового знакомого лучшим другом. Но застенчивый малыш такого же возраста несколько дней будет лишь приглядываться и только к концу месяца отважится подойти.

Не надо ждать чудес: если вам досталось застенчивое чадо, не пробуйте его переделывать прямо сейчас. От спешки и маминой настойчивости в этом случае контакт не станет лучше, ребенок может только замкнуться еще больше.

Если же проблем с общительностью у вас нет – помогите малышу выучить имена новых знакомых и понять их пристрастия и привычки.

Есть игры, которые хорошо сдруживают: например, простые хороводы с называнием имен или несложные игры в мяч типа «съедобное- несъедобное».

Когда общения слишком много

Иногда бывает и так, что как раз летний период изобилует общением. На даче или на море подбираются огромные детские и взрослые компании, социальная жизнь бьет через край, ребенок почти никогда не бывает один на один с мамой – все время что-то происходит, кто-то приходит в гости или зовет погулять…

И такое положение вещей может быть непростым: общение – это своего рода тонизирующее вещество. Если его слишком много, ребенок перевозбуждается, влиять на него и воспитывать становится сложнее.

Если ваша летняя социальная жизнь очень бурная, стоит подумать о том, как дозировать общение.

Стоит назначать перерывы в общих мероприятиях и оставаться наедине с ребенком, занимаясь тем, что вам больше всего подходит, – читать книжку, беседовать, валяться. Это поможет малышу войти в нормальное состояние и отдохнуть. Помните: много хорошего – тоже не хорошо.

Дети любители камерного общения

Наверное, каждый родитель знает, к какой категории относится его ребенок: к любителям шумных коллективов или к более спокойному общению с 1–2 друзьями.

Подобные предпочтения ребенок так же не выбирает, как и цвет собственных глаз. И изменить такого рода предпочтения за короткий промежуток времени почти невозможно.

Это, как и другие индивидуальные особенности малыша, можно только принять, по возможности не думая, что другой набор особенностей лучше.

Есть дети, категорически не участвующие в дискотеках для маленьких и на дух не выносящие самых талантливых аниматоров. Они ненавидят большие компании и дни рождения в детских клубах, зато отлично чувствуют себя и играют с одним и тем же соседским мальчиком. Все шумное и кипучее для них избыточно.

И есть совсем другие детки: для них не проблема влиться в незнакомую компанию, они не теряются и моментально заводят новых знакомых на площадках, в игровых комнатах, на пляже.

И одни не лучше других, просто они разные. И не стоит пытаться переделывать ребенка – вы только снизите у него чувство уверенности в себе, отвергая индивидуальные особенности, связанные с общением.

Наоборот стоит учить ребенка подбирать слова, отражающие его характер, например: «ты у нас общительный» или «тебе нужно время, чтобы привыкнуть к новым детям». Сам малыш додумается до таких неотвергающих формулировок нескоро.

Как ведут себя дети без папы

Первые несколько дней, а то и пару недель, могут оказаться непростым временем для мам, вывезших детей отдыхать. Когда целыми днями и ночами на месте только один из родителей, для ребенка меняется очень многое. И он сразу же начинает иначе себя вести.

Нередко именно папы являются основным источником строгости (особенно для мальчиков). А летом получается, что маме нужно играть сразу две несовпадающие роли, что весьма непросто. И на такую перестройку ролей требуется время. Да и ребенку нужно привыкнуть к изменившейся ситуации.

Что в воспитании лучше всего получается у пап

Современные папы часто очень много работают, и бывает так, что в течении всего года ребенок почти не видит его, или видит крайне мало – утром или перед сном. Так что же меняется летом?

Прежде всего, иным делается общее и психологическое состояние мамы – это влияет на малыша сильнее, чем многое другое.

Мама может грустить, скучать, тревожиться за мужа, чувствовать, что она не справляется, и от этого реагировать на поведение ребенка более нервно или наоборот заторможено.

Мама может пытаться брать на себя ту строгость (или, наоборот, мягкость), источником которой обычно является папа.

У отцов лучше всего получается, даже при недостатке времени, играть с ребенком в спонтанные игры и разговаривать. Причем всего несколько слов, сказанных папой в серьезном «взрослом» разговоре могут запасть в душу ребенка на долгие годы.

Наверняка, у папы с детьми есть свои секреты, маленькие традиции или даже шалости (съесть лишний кусок сахара, посмотреть запрещенную телепрограмму), и всего этого очень не хватает. Даже самые маленькие дети на уровне эмоций ощущают: что-то не так, папы нет слишком долго.

И могут изводить маму вопросами: «почему папа так долго не приезжает? Он что, меня больше не любит?» И очень важно, чтобы у мамы не было на мужа обиды и недовольства, и она могла спокойно отвечать на такие вопросы ребенка.

Восприятие ребенком времени и многодневное отсутствие отца

Чем младше ребенок, тем больше тянется для него время, тем длиннее дни. Малышу может казаться, что папы нет бесконечно долго. Он сначала очень скучает, потом отвыкает и забывает папину манеру поведения.

Детям-дошкольникам, не видевшим отца 2 месяца, может казаться, что они не видели его годы – фактически никогда.

И потом приходится по новой налаживать контакт.

«Удаленный доступ» или присутствие на расстоянии?

Позиция мамы «папы здесь нет, и его правила можно отменить», является, максимально неправильной.

Конечно же, трудно побуждать ребенка придерживаться тех правил и требований, которые вы не поддерживаете. Это более энергоемкий, но и гораздо более развивающий путь. «Папы тут нет, но мы будем делать, как он считает правильным, потому что любим его», – вот наиболее здоровая и гармоничная позиция на летние месяцы. Мама не сбрасывает со счетов папин голос, а как бы является его законным представителем.

Если в семье разлад, такой подход явно не будет возможен, и летние месяцы лишь увеличат трещину в отношениях супругов.

В среднем для первичной перенастройки отношений требуется от 10 дней, если ребенок быстро адаптируется к переменам вообще, и до трех недель, если малыш привыкает к изменениям медленно.

И это переходное время ребенок может гораздо хуже себя вести, стать менее управляемым, более нервным.

Кто-то из взрослых должен взять на себя папины психологические роли – либо они будут временно поделены между несколькими взрослыми.

Да и для того, чтобы наладить режим и ритм жизни на новом месте тоже требуется не менее недели.

Можно рекомендовать мамам в этот период по возможности спокойно реагировать на неадекватное и непредсказуемое поведение ребенка.

Помните: он делает это не назло и не для того, чтобы специально досадить вам. Малыш просто выбит из колеи, и ему так трудно привыкать к жизни, в которой папа не участвует ежедневно.

Эту неприятную мысль мамы часто «вытесняют» из сознания, оставляя ребенка один на один с непонятными ему самому состояниями и переживаниями.

Ребенок со временем привыкнет, и может пытаться занять психологическое место отца, требуя к себе повышенного внимания и утомляя маму различными требованиями.

Если вы проводите лето один на один с ребенком, стоит держать как бы папин «портрет в рамочке» на стене, не давая малышу заполнять все пространство собой.

Опасности возвращения к холостой жизни

И вот оказывается муж и отец семейства на 3 долгих месяца вброшенным в совершенно другой образ жизни. С одной стороны, в доме тихо, никто не дергает и забот гораздо меньше. Но привычная канва жизни и все обязанности играют для многих людей – мужчин и женщин – роль внешнего скелета и очень поддерживают.

Часто первые пару недель папа бродит потерянный, но потом привыкает и начинает получать от этой свободы немалое удовольствие.

Можно сколько угодно сидеть за компьютером, смотреть футбол или кино, пить пиво – никто ничего не скажет. К такому «хорошему» быстро привыкаешь. И становится непонятно, что же хотят от него жена, дети.

Если семейство отдыхает на даче, то приезды папы в выходные как-то держат всех в привычном тонусе, хотя и это режим не легкий.

Но если жена и дети на море и уехали надолго, то за 3–4 недели отвыкнуть можно капитально. И привыкать снова – процесс долгий.

Лето с дедушками и бабушками: возвращение родителя в роль ребенка

Многие семьи имеют традиции летнего отдыха совместно с родителями одного из супругов. И это объяснимо – и возможностей пообщаться с родными больше, и будет помощь и лишние руки в уходе за ребенком.

Но у такой ситуации могут быть свои подводные камни и в немалом количестве.

Назовем лишь некоторые из возможных трудностей:

Стиль жизни и воспитания в семье прародителей сильно отличается от того, что выбирает молодая семья:

В этом случае стоит избрать очень мудрую политику, заранее сформулировав и обсудив все известные разногласия и поняв, как сделать так, чтобы не конфликтовать при ребенке.

Стиль воспитания дедушек и бабушек

Весьма строгие папы и требовательные мамы часто превращаются в сверхмягких бабушек и дедушек. Это своего рода психологический закон – стиль воспитания бабушек и дедушек называется попустительским.

Они больше разрешают, меньше требуют, быстрее прощают. Для них ребенок – только дитя, ничего не делающее на зло и специально.

И такой подход нельзя изменить, и даже копья ломать не стоит.

Это сложно принять родителям, но бабушки и дедушки заслужили это право – просто любить и баловать.

В летние месяцы при совместном проживании на даче эта разница подходов может обернуться локальной катастрофой, если мама и папа, посовещавшись, не выберут мудрую политику.

Жить долго с прародителями вместе не стоит лишь в том случае, если вы чувствуете, что ваш выбор супруга (супруги) так и не одобрен, и идет скрытая или явная война.

Также стоит подумать о целесообразности совместного пребывания летом, если кто-нибудь из прародителей страдает алкоголизмом, депрессией или другим серьезным недугом.

А еще важно определить оптимальный интервал жизни вместе – наверняка по опыту прошлых лет вам известно, через какое время вы друг от друга устанете.

И не менее важно, как долго плотное общение с прародителями готов выносить ваш супруг.

С детьми в этой ситуации все проще, чем со взрослыми – как бы не казалось родителям, что бабушки и дедушки балуют и портят, внуки от такого общения получат полезнейший опыт безусловной любви и принятия.

Но мы, взрослые, совершенно не обязаны жертвовать собой, супружескими отношениями ради детей. И бы каким важным и полезным не представлялось общение прародителей и внуков, в первую очередь, должны учитываться интересы папы и мамы, семьи в целом.

Не выносить сор из избы: друзья, подруги и отношения

Из практики консультирования  известно немало случаев, когда после  сидения на море вместе с подругами с обязательным ежедневным «перемыванием костей» мужьям и обсуждением их недостатков, сразу несколько пар оказывались на грани развода.

И причина была только в том, что вполне терпимые недостатки были вынесены на всеобщее обозрение.

Правильная, с точки зрения семейных психологов, стратегия – ни с кем третьим, ни с подругами и друзьями, ни с мамой не обсуждать недостатки супругов.

Мужчины менее подвержены этому искушению, у них другие слабости. А вот для дам, особенно при летнем недостатке впечатлений, удержаться от слушания и говорения на тему «у кого какой муж» удержаться непросто.

Можно лишь сказать, что обсуждая и осуждая мужа, вы незаметно, потихоньку пилите сук, на котором сидят и дети и вы.

В отношениях супругов любой третий – лишний.

Сколько времени нужно, чтобы все вернулось на круги своя

В среднем неделя или две уходит на то, чтобы перейти на летний режим жизни, и не менее двух недель на то, чтобы вернуться к городскому ритму жизни.

В то время, пока вы и ребенок только привыкаете, возможны конфликты и столкновения самого разного рода. На них надо настраиваться и не воспринимать трагически: человек – не машина, а живой организм. И нельзя переключить кнопку, чтобы за один миг перейти на другой, столь сильно отличающийся жизненный режим.

Тактика «спокойствие и только спокойствие» – одна из оптимальных.

Прекрасного отдыха Вам и вашей семье!


Ребенок имеет право на жизнь без насилия


Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости.

Родители —  самые близкие для ребенка люди,

в первую очередь ответственные  за его безопасность и защиту.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ :

избиение, удары рукой, таскание за волосы, встряхивание  ребенка, скручивание уха, выкручивание рук, принуждение стоять на коленях.

—    Сильное встряхивание  ребенка может привести к умственной отсталости, церебральному параличу, слепоте и даже к смерти.

— «Невинный» подзатыльник может стать причиной сотрясения мозга.

— Пощечины и удары в область уха могут вызвать частичную или полную потерю слуха.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ:

любое действие или бездействие взрослого, приводящее к угрозе жизни или здоровью ребенка.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:

крики, оскорбления, нецензурная брань, постоянная критика и принижение успехов ребенка, демонстрация неприязни к ребенку, запугивание, угрозы бросить ребенка или выгнать его из дома.

НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА:

непредоставление ребенку полноценного питания, одежды, жилья, необходимой медицинской помощи, воспитания, образования, отсутствие гигиены, оставление ребенка без присмотра.

ПОМНИТЕ!

РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ


Если Вам известны факты жестокого обращения с детьми в семье,

не оставайтесь равнодушными,  сообщите об этом нам.

Подготовка ребенка к детскому саду

Как известно, дети растут быстро. И вот наступает момент, когда ваша семья оказывается на пороге совсем другой жизни – детсадовской или ясельной.

Думаете, ерунда?! Ничего подобного. Ведь вы ищете не просто учебное заведение, а место, куда ребенок будет ходить каждый день на протяжении 3–4 лет. И именно от этого детского сада будет зависеть многое в его дальнейшей судьбе, да и в вашей тоже.

Маленький ребенок ни физически, ни психологически не готов к новому этапу в жизни. Поэтому следует заранее ознакомиться с правилами оформления детей в ясли. Оформление должно начинаться за 3 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Родителям нужно посетить участкового врача в поликлинике и прослушать лекцию о подготовке в дошкольное учреждение заранее, а не накануне поступления, чтобы лучше подготовить своего ребенка.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья, с проявлениями рахита, диатеза, анемии, аллергии должны готовиться дольше; самое  минимальное время на подготовку – 2 месяца до поступления.

За это время нужно ознакомиться с режимом той группы, которую будет посещать ваш ребенок, и постепенно постараться приучить его к этому режиму.

Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой и бабушкой или няней, ходить в плохой – неизмеримо хуже.

Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года, смогут ли организовать для ребенка щадящее питание, если он в этом нуждается, что нужно исключить и чем можно заменить плохо переносимые продукты.

Очень важно, чтобы в саду правильно подбиралась мебель, в соответствии с ростом, так как неправильно подобранная мебель может привести к нарушению осанки. Не зря за этим постоянно следят сотрудники центров гигиены и эпидемиологии.

Уже говорилось, что ребенка нужно готовить к дошкольному учреждению заранее.

Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи простых фраз: «А как тебя зовут?», «Давай играть вместе!»

Учите ребенка постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что чужое.

Придя в сад, не спешите! Покажите ребенку его шкафчик, не торопясь, разденьтесь; вместе загляните в группу, детей обычно прельщает обилие игрушек, и малыш на время может забыть о маме. Дайте ребенку несколько минут осмотреться, спокойно попрощайтесь и уходите. Пообещайте малышу забрать его заранее. Чтобы ему легче было ориентироваться, поделите время его пребывания на короткие промежутки: сначала ты позавтракаешь, потом позанимаешься, а когда вы пойдете гулять, я за тобой приду. Не опоздайте, если назначили время. Иначе ребенок может страдать, плакать, ожидая вас.

Одна из основных проблем – частые болезни ребенка. Это случается почти со всеми детьми в первые месяцы посещения детских учреждений. Ведь только к 4 или 6 годам ребенок сможет хорошо противостоять инфекциям. А когда вместе собирается 15–16 и более малышей с их несовершенными иммунными системами, ОРЗ или ОРВИ уж никак не избежать. А какими будут заболевания малышей – частыми, редкими, незначительными, – зависит только от родителей. Потому что детей нужно готовить  к выходу в социальное пространство, где много других людей, здоровых и больных, и где много инфекций. В детском саду иммунная система ребенка знакомиться с чужой микрофлорой, которая отличается от микрофлоры родителей и ближайших родственников. Правда, после того, как ребенок несколько раз переболеет ОРЗ, у него постепенно вырабатывается иммунитет против «садовских» болезней. Меньше болеют в саду закаленные дети. Но не все родители закаляют своих детей. Не все знают, что научить ребенка ходить босиком дома по ковру или ковровой дорожке, а потом по полу, очень важно. Важно еще и потому, что одновременно вы проводите профилактику плоскостопия.

Необходимо научить ребенка чистить зубы (а чистить нужно начинать тогда, когда появится первый зуб). Ведь чистка зубов не только элементарная гигиеническая процедура, но и профилактика кариеса, а если она проводится с помощью воды из-под крана, то это и закаливающая процедура.

С 2-летнего возраста нужно научить ребенка полоскать полость рта. Сначала кипяченой водой, потом водой из-под крана. Это тоже закаливающая процедура и одновременно профилактика аденоидов и гипертрофии миндалин.

Учитесь правильно одевать детей, соблюдая слойность одежды. Не кутайте их, не перегревайте. Тогда ваш ребенок будет закаленным и болеть будет реже.

Умывание тоже процедура закаливающая. Нужно научить ребенка утром и вечером мыть не только кисти рук, но и предплечья, а с апреля-мая можно учить каждый день во время умывания мыть плечи. Кроме того, весной и летом можно мыть еще и шею, а когда ребенок подрастет, то и верхнюю часть груди. Постепенно эта процедура может стать круглогодичной.

Есть еще эффектная закаливающая процедура – обливание стоп. Ее следует начинать с обтирания стоп слегка отжатой губкой или полотенцем, смоченным водой, а через неделю перейти непосредственно к обливанию стоп. При этом стопы лодыжек погружают в таз с водой комнатной температуры на 1 минуту, а затем растирают полотенцем до ощущения теплоты. Продолжительность процедуры увеличивается ежедневно на 1 минуту и доводится до 10 минут. Температуру воды снижают на 1 ºС каждые 3 дня. Во время ножных ванн рекомендуется непрерывно переступать с ноги на ногу. Есть и другие способы закаливания водой, воздухом, солнцем. С ними вас могут ознакомить в поликлинике ваши участковый врач и участковая медсестра. И помните! Закаливание нужно проводить в течение всей жизни, видоизменяя способы и методы его в зависимости от возраста.

Противостоять ОРВИ, ОРЗ и детским инфекционным заболеваниям помогут профилактические прививки. Нужно только помнить, что вакцинацию ребенка следует проводить на 1 месяц раньше предполагаемой даты поступления в ДДУ. Если прививка не сделана хотя бы за 2 недели до поступления в сад, то лучше отложить ее до окончания периода адаптации.

Очень важно соблюдать режим дня. И помните, что режим дня дома должен быть максимально приближен к режиму дошкольного учреждения. Это не значит, что все должно быть ежедневно и минута в минуту. Однако нужно знать, что дневной сон должен быть полноценным, а прогулки – каждый день, в любую погоду (зимой – 2 прогулки в день, летом – практически весь день).

Научите малыша мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, после прогулки, после сна и перед сном. В целом это около 16 раз в сутки. Нужно, чтобы он умел держать ложку в правой руке, хлеб – в левой, а закончив есть, умел вытереть рот салфеткой; важно приучить малыша пользоваться носовым платком и расческой.

Итак, ребенок пошел в сад. Вероятно, что в первые дни он будет приходить домой перевозбужденным, поэтому тщательно продумывайте его досуг, а в вечерние часы организовывайте тихие, спокойные игры, читайте книги, слушайте музыку. Попросите родственников и друзей не навещать вас по вечерам в будние дни. Помните, ребенок и так устал от общения с посторонними. Воздерживайтесь от совместных походов по магазинам и гостям – для этого есть выходные.

В течение 1-й недели ребенок должен находиться в группе не более 3 часов в день. А чтобы он смог оставаться в саду на целый день, потребуется 2–3 недели (на адаптацию). Адаптация к детскому саду – вещь исключительно индивидуальная. Однако, если малыш привык общаться с детьми до садика, не боится людей, активно включается в игру, адаптация пройдет легко. Если же ребенок психологически не готов к садику (замкнут, тревожен, избегает детей, с трудом вступает в контакт, мало разговаривает) поступление в сад может привести к нервным перегрузкам, частым болезням, снижению иммунитета. Потому к пребыванию в детском коллективе нужно готовить всех детей. Тогда, возможно, адаптация будет спокойной и безболезненной.

Теперь официальная часть: в дошкольные учреждения принимаются дети, постоянно проживающие в Республике Беларусь, независимо от их местожительства и гражданства. Работа ДДУ регулируется постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 9 ноября 2004 года № 66 «Об утверждении Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования».

В Положении сказано, что комплектование групп всех профилей и перевод детей из одной возрастной группы в другую осуществляется ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Прием детей осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест.

Алевтина БАЙКОВА, врач-педиатр 13-й городской детской клинической поликлиники, руководитель лектория по подготовке детей

к поступлению в ДУ.

Адаптация и прогноз адаптации.

Во-первых, что такое адаптация? Адаптация — это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта — биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).
Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.

  • — Медицинский прогноз — составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
  • — Психолого-педагогический — составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

Составляя прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

  • — частые заболевания матери
  • — несоответствие домашнего режима ясельному
  • — токсикоз 2-ой половины беременности
  • — заболевания матери во время беременности
  • — вредные привычки
  • — недостаток эмоционального общения в первый год жизни
  • — резкие отношения между родителями
  • — раннее искусственное вскармливание
  • — вторая и третья группа здоровья
  • — заболевания ребенка в первый год жизни
  • — отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития — ЗРР).

При наличии 4 — 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Адаптация закончена, если:

  • — у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • — у него отсутствуют заболевания;
  • — есть динамика массы тела;
  • — динамика психомоторного развития.

Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи — это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Готовность родителей.

1.Самое главное — положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на  земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы  так не считаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен  детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг  общения, а это очень полезно для его развития» — да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается, только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в  магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку  возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой  молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок — это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановки на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста — учите ребенка  общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. — показывайте, как это надо делать.

5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и  занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает,  как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на  утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите  психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно  больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое  главное — это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Итак:

1. Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
3. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
5. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди — это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).

Берегите нервную систему ребенка! Терпения вам и оптимизма! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.

Какие игрушки нужны детям?

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Кроме того нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относится к выбору игрушек, по крайне мере, взрослым, нужно очень серьёзно.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть.

Итак, начнём с самых маленьких.

К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну ребёнок поместит неправильно — матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

К4-5-тигодам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: куклы, и строительные материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки — кукол и всё, что с ними связано. Но у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото.

К 6-ти годаму ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированиют. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т.е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа -предметы — заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее -о всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек и т.д. Они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).

Вы скажете: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило:

Игрушки надо выбирать, а не собирать!

Игрушки требуют, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4–5 игрушек. Разумным будет спрятать от ребенка игрушки, к которым он потерял интерес, и предъявить их через некоторое время. Малыш будет очень рад встрече со старыми знакомыми!

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку,
руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:

1) безопасной (посмотрите качество изготовления, материал, из которого она сделана);

2) эстетической на вид;

3) соответствующей возрасту;

4) многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Естественно, это правило не касается погремушек для малышей).

ТАК КАКИЕ ЖЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?

Игрушки, копирующие предметы реальной жизни:кукольное семейство (семья игрушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, стиральные машины, плиты, телевизоры, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон, мелки и т.д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию:солдатики, мячи, дикие животные,резиновые игрушки, скакалки, кегли, молотки и другие инструменты и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки и открытки, краски, пластилин, мозаика и т.д.

Убираю игрушки сам

1. Сделайте уборку событием. Отведите для этого специальное время, 5-10 минут, не позволяя торопить ребёнка или убирать за него.

2. Определите место хранения игрушек. Ни в коем случае нельзя собирать их одну кучу. Дело в том, что убрав игрушки, мы устраиваем не только порядок в комнате, но и воспитываем бережность к ним.

3. Сделайте так,чтобы ребёнку не былав тягость уборка игрушек, занимайтесь этим вместе с ним. Заранее дайте знать, что нужно убирать игрушки.

4. Убирая игрушки, обращайтесь к ним как к живым существам, беседуйте с ними, давайте ребёнку установку на еду, на сон.

5. Малыша следует непременно подвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал, полюбуйтесь комнатой: «Ах, как, красиво! Какой порядок!»

«Если в семью пришел отчим»

В современном обществе одинокая мать, к сожалению, явление достаточно распространенное. Редкая женщина покидает своего ребенка, расставшись с мужем, с мужчинами ситуация обратная. Часто, прекращая отношения с когда-то любимой женщиной, мужчины решительно пытаются перечеркнуть всю прошлую жизнь. И нередко за этой чертой оказывается ребенок, успевший за это время появиться на свет, а иногда и порядком подрасти.

Разумеется, причиной расставания супругов не всегда являются обоюдные разногласия или новые отношения, но и другие, куда более драматичные события, такие как тюремное заключение или смерть супруга. Правда, независимо от причины, конец этой истории всегда один – женщина в одиночку воспитывает ребенка, пытаясь быть для него и мамой, и папой, и лучшим другом. И однажды эта самостоятельная, красивая, совсем еще не старая женщина встречает мужчину. Мужчину, который хочет жить с ней в браке, готового воспитывать вместе с ней ее ребенка.

Именно в этой точке большинство одиноких матерей сталкиваются с таким серьезным вопросом, как адаптировать ребенка к новому члену семьи, мужчине, который возьмет на себя роль «нового папы». Для одних — этот вопрос становится столь тревожным, что, опасаясь собственной некомпетентности в столь деликатной области и, иной раз, преувеличивая возможные трудности, женщины жертвуют своим семейным счастьем «ради спокойствия ребенка». Другие же, напротив, не уделяя данной теме должного внимания, в скором времени сталкиваются с огромным количеством проблем, конфликтов, непонимания. Разумеется, предложить в подобной ситуации рекомендации универсальные для любой семьи невозможно. Именно с такими частными вопросами семьи обращаются в психологическую консультацию. Мы же в этой статье поговорим о тех традиционных вопросах, с которыми сталкивается каждая семья, в которую приходит «новый папа».

«Папа» или «дядя»?

В этом вопросе, как ни парадоксально, мнение большинства семейных психотерапевтов расходится с общественным. Терапевты рекомендуют обращаться к отчиму по имени. В нашей же культуре традиционно принято называть отчима «папой», выказывая, таким образом, уважение и признавая его особую роль в семье. Многие матери старательно приучают своих детей именно к такому обращению, поощряя и всячески поддерживая их в этом. Многие женщины, которым я задавал вопрос, для чего они это делают, отвечали «так приятнее мужчине», «чтобы семья была крепче», «меньше вопросов у ребенка», «так проще», но в конечном итоге признавали, что сами не знают, почему поступают именно таким образом. Просто так принято. Нередко женщины с умилением говорят, что ребенок сам начал называть отчима «папой», якобы самостоятельно сделав выбор в пользу нового мужчины. На самом деле дети, как губка, впитывают ту информацию, которую получают от взрослых. И если женщине важно, чтобы ребенок таким образом обращался к ее новому мужу, то она будет поддерживать его в этом невербально: мимикой, жестикуляцией, своим настроением или сама, в разговоре, начнет заменять имя мужа словом «папа».

Многие из вас, вероятно, уже раздраженно задаются вопросом, неужели это так принципиально? Да, это очень серьезно. Ведь таким образом происходит подмена понятий и, если угодно, нарушение внутрисемейных ролей. Для ребенка, у которого большую часть окружающего мира, в силу возраста, составляет семья, в голове происходит страшная путаница. Получается, что папа может быть не один. И если этот, новый мужчина, теперь папа, то кто же тогда тот мужчина, которого он раньше называл этим словом? К тому же папу следует любить так же, как маму. Получается, что «старого папу» можно больше не любить? Или может быть сразу два папы? Психика человека, даже очень маленького, не терпит неопределенности. И для восстановления цельной картины мира ребенок нуждается в ответах на все эти вопросы. В том случае, если ребенок сам вынужден отвечать на подобные вопросы, или получает взамен правды, наскоро слепленную алогичную сказочку, то в дальнейшем эта история получит продолжение. Для одних в снижении доверия к авторитетным родительским фигурам и окружающему миру, для других в отсутствии понимания роли отца и, как следствие, проблемам в будущей семейной жизни, для третьих в ощущении, что они постоянно в чем-то виноваты. И это не теоретические положения, а результаты практической работы со взрослыми клиентами, имевшими такого рода ситуации в детстве.

Не стоит забывать и о мужчине. Ведь, приходя в вашу семью, он может стать другом, защитником, учителем для вашего ребенка, но не любящим родителем. Называя его «папой», вы возлагаете на него фактически невозможные обязанности, предъявляя, в дальнейшем, требования, которые он не в силах и не вправе исполнить. Когда такие вещи не осознаются, то, порой, очень трудно понять причины конфликтов и отчуждения, возникающих между супругами «на ровном месте».

Прежде чем поставить точку в этом вопросе, хочу также обратить ваше внимание на мнение немецкого психотерапевта Берта Хеллингера, посвятившего более сорока лет работе с семьями. Независимо от того, как сложилась жизнь, для каждого человека отец и мать навсегда остаются самыми значимыми людьми, сделавшими ему бесценный подарок – жизнь. Хеллингер утверждает, что семья, скрывая правду о биологическом отце, поддерживая тайну рождения или «переименовывая» отчима в «папу», лишает настоящего отца должного внимания и уважения, нарушая тем самым внутрисемейный баланс. По иронии судьбы, восстановлением нарушенного баланса занимается ребенок, который поведением, привычками, а иной раз всей своей жизнью, словно, напоминает о незаслуженно забытой отцовской фигуре. Наблюдения Хеллингера приобретают особую актуальность в том случае, если отец ребенка погиб, имел проблемы с законом, страдал алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, так как ребенок рискует неосознанно повторить этот путь.

С чего начать?

Важно понимать, что отношения ребенка с отчимом следует формировать задолго до того, как вы начнете жить под одной крышей. Ребенок и ваш мужчина должны привыкнуть друг к другу, почувствовать безопасность такого соседства, независимо от возраста ребенка. В будущем это упростит неизбежную «подстройку» внутри семьи. Для этого необходимо, чтобы ваш избранник регулярно бывал у вас, пока, в гостях, причем обязательно в то время, когда ребенок находится дома и, разумеется, не спит. Очень важно заранее предупреждать малыша о предстоящем визите. С одной стороны это способствует дополнительной адаптации, а с другой – является данью уважения и внимания маленькому члену семьи. Не стоит с первого же визита пытаться стимулировать общение между ребенком и мужчиной, искать обоюдный интерес для них обоих, подталкивая, друг к другу. Позвольте им просто побыть рядом. И уж тем более не стоит с порога сообщать «радостную весть», что скоро мы будем жить все вместе. Постепенно, когда малыш привыкнет к новому мужчине в своей и вашей жизни, можно вместе организовывать «выездные мероприятия»: пикники, походы в цирк, на аттракционы или в гости. На этом этапе очень ценно, буквально, на десять — пятнадцать минут под благовидным предлогом оставлять ребенка наедине с мужчиной. Это шаг большого доверия, который дает будущим членам новой семьи уникальный опыт общения без посредника в вашем лице. К тому же, как правило, именно в эти первые короткие минуты тет-а-тет звучат те осторожные вопросы и ответы, способные стать прочным фундаментом крепкой дружбы вашего ребенка с вашим мужчиной. Через некоторое время стоит начать «постепенное переселение», когда мужчина будет проводить вместе с вами целый день и оставаться на ночь. Такие, казалось бы, простые вещи, как сон под одной крышей, вечерние «спокойной ночи», утренние «доброе утро», совместные ужины и завтраки естественнее всего создают атмосферу вашей новой семьи. На этом этапе не стоит устанавливать новые семейные правила, ведь пока для ребенка этот мужчина просто гостит у вас. И совсем недопустимо, чтобы ваш мужчина вводил эти правила и, хуже того, требования самостоятельно. Это самый короткий и верный путь к поражению.

Стать одной семьей

Даже окончательно утвердившись в мысли, что хотите жить одной семьей, не стоит делать этого в одночасье. Дайте себе и малышу время подготовиться и принять этот факт. Примерно за месяц до назначенного срока обязательно вдвоем расскажите ребенку о своем решении. По сути, это будет ваш первый опыт серьезного разговора с ним, в качестве пары. Опыт, который должен стать семейной традицией. Правда, случается, что, при следовании правилам «подготовительного этапа», дети сами начинают интересоваться, почему мы еще не живем все вместе. Логично?

Однако так бывает не всегда. Приготовьтесь к тому, что в этот последний месяц вам придется отвечать на множество вопросов. Они не всегда будут простыми, и отвечать на них придется искренне. В это время стоит быть особенно внимательной к ребенку. Нередко дети боятся задавать ту уйму вопросов, которые у них появляются, или просто не знают, как спросить. Случается и так, что какое-то смутное ощущение, беспокойство, тревога волнуют ребенка, а подходящих слов он найти не может. Тогда эти вопросы трансформируются в такие невротические симптомы, как нарушение сна, тики, заикание, энурез, раздражительность, стойкое снижение настроения. В этом случае не стоит впадать в панику. Важно суметь разговорить ребенка, помочь ему рассказать о том, что его волнует. Попросите его рассказать вам историю нарисованных или вылепленных из пластилина персонажей, придумайте вместе сказку. Порой детям проще рассказать о своих переживаниях через вымышленную историю, важно лишь внимательно слушать и не бояться задавать вопросы. Этот же месяц может понадобиться для решения «постельных вопросов», если малыш до сих пор спит с вами.

Также не стоит забывать о том, что за это время вашей паре надо будет выработать общую принципиальную «родительскую» позицию. Важно чтобы она не отличалась радикальным образом от тех правил, которые существовали в материнской семье. Помните об этом, даже если вы без ума от своего мужчины и готовы принимать его со всеми сложившимися привычками. Его выбрали вы, но не ваш малыш. Поэтому не стоит создавать дополнительных трудностей, перекраивая весь семейный уклад.

По опыту могу сказать, что первые месяцы новой семейной жизни бывают самыми трудными. Оно и понятно, формируются свои особенности отношений в паре, перестраиваются внутрисемейные правила, люди привыкают друг к другу, изменившимся семейным ролям и обязанностям. Очень важно в это время уделять достаточно внимания не только ребенку, но и мужу. Дать почувствовать ему, как вы его цените, поддержать в новой «родительской» функции, на деле доказать, что для вас важно его мнение и вы благодарны ему за участие в воспитании ребенка.

Быстрее привыкают к отчиму дети в возрасте до трех лет, им легко приспособиться к новому человеку и наладить с ним общение, если прочие особенности окружающего мира сохранить неизменными. Младшие школьники и подростки также быстро адаптируются к изменениям в семье. Они уже имеют свой небольшой жизненный опыт и понимание того, как строятся отношения. Правда, в отличие от малышей, «новый папа» должен им не просто понравиться, а заинтересовать, пройти индивидуальную «проверку» на авторитетность. Труднее на этом этапе приходится семьям с детьми в возрасте 3-7 лет, особенно, если это мальчики. Дело в том, что в этом возрастном интервале дети проходят очень специфическую фазу психического развития, становясь ярко выраженными собственниками. Это касается личных границ, пространственных и даже распространяется на близких. В свою очередь, этот период совпадает с «эдиповой фазой», по Фрейду, и мальчишки вступают в ожесточенную борьбу с соперником за внимание самой дорогой женщины. Но не стоит отчаиваться, если у пары есть внятная, понятная ребенку единогласная позиция в отношении новых семейных правил. Вообще на этом этапе местоимение «мы» приобретает ключевое значение, особенно для мужчины. Ведь для того, чтобы занять в семье свое авторитетное положение и иметь право решающего голоса, может понадобиться не один год, а любые «я считаю», «я сказал», «я лучше знаю» легко обесцениваются ребенком, потому что пока этот мужчина для малыша, скорее, чужой, чем свой. Другое дело, если мама придерживается того же мнения и, что особенно важно, слова не расходятся с действиями.

Не стоит допускать и такой распространенной ошибки, как сравнение отца ребенка с отчимом, особенно в присутствии малыша. К сожалению, часто можно слышать унижающие отца реплики, на фоне «другое дело твой новый папа…». Также не стоит препятствовать встречам отца и детей, не смотря на то, что в семье появился другой мужчина. Ведь он пришел на место отца в семью, но не вместо него для детей. Такое поведение всегда настраивает детей против отчима.

С годами дружба крепнет

Если вы благополучно прошли все описанные мной этапы, будьте уверенны, вы знаете, как правильно использовать скрытые ресурсы своей семьи, и без помощи специалистов. Если придерживаться простых правил применимых для каждой семьи: уважать друг друга, слышать мнение близких, уметь договариваться и находить компромиссные решения, не бояться перемен и любить тех людей, с которыми живешь под одной крышей, тогда семья будет только радовать и поддерживать в жизни, а «новый папа» сможет стать родным и близким человеком для вашего малыша.

Автор: Сергей Михайлов, врач-психотерапевт

Оставить комментарий