postheadericon Методическая копилка

Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в летний оздоровительный период

Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная её цель: создание благоприятных условий  и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.

В ходе летнего оздоровления в нашем учреждении дошкольного образования решаются задачи:

  1. Обеспечить эффективность и положительную динамику летнего оздоровления путём создания оздоровительной предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования
  2. Создать условия для физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания,  закаливания с учётом состояния и группы здоровья каждого воспитанника
  3. Активизировать работу по художественно-эстетическому и экологическому  воспитанию средствами досуговой  деятельности
  4. Обеспечить безопасные условия пребывания воспитанников  в учреждении дошкольного образования и за его пределами

Групповые помещения. Предметно-игровая среда в группах  должна быть оснащена в соответствии с возрастом. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы, с учётом объединения групп (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели). Внимание! Вся мебель должна быть закреплена! В уголке природы не должно быть ядовитых растений, и растений (ампельных), стоящих на высоте. В спальных и туалетных нет никаких комнатных растений, в групповых комнатах (на окнах) комнатные растения — не выше 15 см. Во всех шкафах, микрокабинетах  и всех доступных для детей местах не должно быть скрепок, ножниц, иголок, медпрепаратов, продуктов питания, кремов и т.д.. Окна для проветривания должны быть засечены. Градусники в групповой, спальне размещаются в соответствии с санитарными правилами 0.8-1.2 м от пола. Проведение текущего и капитального ремонта здания, помещений и коммуникаций учреждения образования в условиях пребывания воспитанников – не допустимо. В каждой группе (по необходимости) составляется новая схема рассадки воспитанников.

Туалетные помещения.  Душевые поддоны оборудованы поручнями и нескользящими  резиновыми ковриком (дети моют ноги перед сном). Чистящие, моющие, дезинфицирующие средства  находятся в специальных закрывающихся шкафах. Пользоваться освежителями воздуха во всех помещениях, где находятся воспитанники, запрещается.

Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убираем сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, оборудованием для игр с водой. Игрушки для игры на улице в конце дня воспитатели моют непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.

Песочницы. Закрыты крышками, отремонтированные. Обеспечивается ежедневный полив песка и территории (следим за исправностью поливочной системы). При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка. Перед игрой песок  слегка увлажняется и перелопачивается. До 1июня все песочницы досыпаются новым привезённым песком с обязательным протоколом   испытаний  (лабораторный отдел Лидского ЦГЭ).

Территория, участки. Ямы возле детских горок, спортивных снарядов, качелей; корни деревьев периодически засыпаеются  песком, землёй. Камней на участках не должно быть. Если используются камни для оформления клумб (кроме участков), то их необходимо укрепить друг с другом цементом. При необходимости опасные участки на территории учреждения ограждаются красной лентой! Постоянно отслеживать состояние веранд, песочниц, скамеек на наличие опасных предметов (гвоздей, сколов, стекла и т.д.)

Яма для прыжков. Оформляем  в соответствии с методикой. Длина 3-4 м, ширина 1.5-2м; располагается в направлении с юга на север не ближе 3-4м от забора.  На дорожку для разбега отведено  8-12м, ширина её 80-100см; на расстоянии 20-30м от края ямы вкапывается деревянный брусок толщиной 10-15см с колышками. На уровне дорожки прикрепляется планка шириной 20см и длиной 80-100см, которая служит для отталкивания при прыжках. По стенкам яма обносится деревянным бортиком, опущенным ниже её края 1-2см; сбоку от ямы располагается мерная планка. Прыжковая ямы заполнена взрыхлённым на глубину 20-40см песком. Песок  просеивается.

 «Дорожка здоровья». (методические рекомендации Министерства здравоохранения Республики Беларусь №11-14-2-2001 «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» отменены, однако  структуру и элементы «дорожки» и их расположение можно посмотреть).

Распорядок дня. Соответствуют возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядок в течение лета может меняться в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением  групп, уменьшением или увеличением их количества).  Необходимо обратить  внимание при составлении распорядка дня на то, что время между приёмами пищи должно быть не менее 2 часов и не более 3.5-4ч. Время выдачи пищи и время приёма пищи (по распорядку) не  совпадают (интервал 5-10 мин.). Обедать воспитанники в летний период должны чуть раньше (не в самое жаркое время). Дли­тельность дневного сна, наоборот, уместно не­много увеличить, поскольку ночной сон летом сокращён, ведь дети ложатся спать позже. Пе­ред обедом и после физических упражнений уместным будет проведение водных процедур. Это способствует укреплению здоровья, созда­нию позитивного эмоционального состояния детей, повышению аппетита, формированию здорового образа жизни.

Формы работы с семьёй. Воспитателями групп проводится  опрос родителей об оздоровлении детей в летний период: за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения. Ежегодно проводим  опрос родителей «Уровень удовлетворённости работой учреждения дошкольного образования в период летних каникул». Обращаем внимание на эстетику оформления родительских уголков, наличие информации о питании, меню выходного дня в соответствии с возрастом и сезоном. Меню на сегодня с включением домашнего ужина находится в каждой  группе. В родительском уголке размещаем материал в соответствии с планом работы воспитателя с воспитанниками дошкольного учреждения образования на конкретный день, неделю. В преддверии летнего оздоровительного периода актуально размещение родительских уголков на участках, верандах, при входе в детский сад. К летнему оздоровительному периоду 2018 года творческой группой яслей-сада разрабатывается проект выносного родительского уголка. Традиционно в учреждениях дошкольного образования  используются наглядно-информационные формы работы с родителями. С це­лью повышения их эффективности мы пытаемся   изменить подходы к этой работе: избегать формализма, освещать актуальные во­просы, использовать современные средства для оформления материалов. Современный уро­вень информатизации общества делает доста­точно актуальным распространение информа­ции для родителей через сайт нашего учреждения образования для ознакомления родителей с жизнью детей летом (рубрики: «Оздоровление ребёнка летом», «Лето и безопасность наших детей», «Летние досуги на прогулке», «В огороде   и в саду я помощником расту», «Летние экскурсии по родному городу» и др.). К тому же использование таких современных форм рабо­ты способствует формированию пози­тивного имиджа  учреждения образования.

Наличие сценариев досугов, развлечений, праздников, конспекты пеших походов, целевых экскурсий (в соответствии с планом специалиста).

Схемы маршрутов оформляются в соответствии с требованиями. Акты обследования маршрутов пересматриваются  и утверждаются руководителем ежегодно.

Тетрадь выхода детей за территорию учреждения дошкольного образования. Количество выходов по плану и количество проведённых должны соответствовать (исключение: погодные условия (прописать замену в плане образовательной работы в группе).

Информация о состоянии здоровья детей – группы здоровья, заболевания, списки детей, имеющих нарушения ОДА (плоскостопие, осанка), рекомендации по коррекции двигательного режима детей 3-4 группы здоровья, рекомендации воспитателям по организации индивидуальной работы с детьми по развитию двигательных навыков и умений, план индивидуальной работы с детьми, имеющими недостаточный уровень физической подготовленности по основным видам движений). Наличие сведений должно быть как в группе, так и у специалистов. Информация передаётся из закрытых групп в те, куда переводятся дети. Необходимо иметь сведения о состоянии здоровья воспитанников, которые переведены из других учреждений. Педагоги должны  владеть информацией по каждому воспитаннику и осуществлять  индивидуальный подход при организации деятельности.

На  общих и групповых родительских собраниях в мае всегда рассматриваются вопросы организации летнего оздоровительного периода.  Приглашаются для участия в собраниях инспектора ГАИ, представителей службы МЧС, специалистов центра гигиены и эпидемиологии.

Питание в группах. Стаканы, чашки для полоскания рта, горла, чистки зубов должны храниться в буфетных. Чистящие и моющие средства хранятся в недоступном для детей месте. Большое внимание уделяем   сервировке стола, правильности раздачи (помощник воспитателя в одноразовых перчатках раскладывает и подаёт готовые блюда) и подачи блюд (постепенность). Обращаем внимание  на состояние и содержание уголков дежурных (по занятиям дежурных нет): совочки и щёточки для сметания крошек, чистая форма для дежурных.

Питьевой режим. Организуется  как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипячёной воды. На прогулку выносим 2 подноса для хранения чистых (дном вверх) и использованных стаканчиков, которые накрываются чистыми салфетками.

Закаливание.  Проводится с учётом температуры воздуха, возраста, состояния здоровья, с соблюдением методики проведения, под наблюдением медицинского работника. Гигиеническое мытьё ног проводится перед сном, а обливание ног на прогулке как закаливающее мероприятие

В рамках подготовительной работы учреждения дошкольного образования  заместителем заведующего по основной деятельности  (в апреле-мае)  изучаются потребности педагогов в методической помощи по работе с детьми в летний оздоровительный период, что обеспечит в будущем и создаст предпосылки для обеспечения  качества образовательной работы с воспитанниками, повышение уровня профессионализма  педагогов. Исходя из потребностей педагогов, подготавливаются индивидуальные и групповые консультации по заявленным проблемам, что обеспечивает дифференцированный подход к работе с кадрами по организации образовательного процесса педагогов разной квалификации, педагогов, работающих с детьми с ОПФР, в условиях группы интегрированного обучения и воспитания, разновозрастных групп. Ежегодно на инструктивно-методическом совещании в мае  педагогами и специалистами  обсуждаются новые нормативные документы по работе с воспитанниками летом, а также памятки по профилактике отравлений ядовитыми грибами и растениями, по профилактике острых кишечных инфекций, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по охране жизни и здоровья воспитанников.

Накануне летнего оздоровительного периода  в информационно-методическом кабинете оформляется выставка справочной, методической литературы для педагогов, художественной литературы для чтения детям; рекомендации по основам безопасной жизнедеятельности (правилам дорожного движения, основам безопасности и т.д.) для каждого возраста; картотеки наблюдений за природными объектами, картотеки подвижных, строительно-конструктивных, дидактических игр и др.); рекомендации по проведению экскурсий, целевых прогулок; консультации по организации работы с детьми летом на огороде, цветнике, работы с природным материалом.

Воспитателю необходимо постоянно помнить о перспективно-календарной модели планирования. Например,  мы планируем на месяц — работу с родителями, на 2 (4) недели – утреннюю гимнастику (2 (4) неделя с предметами и усложнением),  на всё лето (3 месяца) – закаливание в тёплый период года, а нерегламентированные виды детской деятельности (общение, игру, трудовую деятельность, художественную) – на каждый день. Если группа разновозрастная – осуществляем  дифференцированный подход к планированию образовательного процесса с воспитанниками каждого возраста. Планируя образовательный процесс летом, педагоги, прежде всего, должны помнить о приоритетных направлениях работы  учреждения в этот период. Проектный подход к планированию даёт педагогам возможность  комплексно подойти к решению образовательных, воспитательных задач, привлечь самих детей к процессу планирования, повысить, таким образом, их познавательную активность, формировать интерес  как к самому процессу познавательной, поисковой, исследовательской деятельности, так и к её конечному результату, который дети могут увидеть во время проведения итоговых мероприятий в конце недели или месяца, когда подводят итоги образовательного  проекта. Эффективно используются при организации прогулок  элементы проблемного обучения: элементарные опыты (с водой, песком, игрушками, сделанными из различных материалов, растениями); проблемные ситуации (столкновение противоположных мнений, решение проблемы); творческие задания (творческие рассказы, рисование по замыслу и т.д.); загадки; метод наглядного моделирования,  которые  позволяют активизировать познавательную активность, партнёрски взаимодействовать с педагогом на равных условиях, повышать самооценку детей. Таким образом, реализуется и творчество педагогов в выборе оптимальных форм организации жизнедеятельности дошкольников. Летний период даёт широкие возможности педагогу интегрировать задачи экологического воспитания, физического развития  в разнообразные формы работы. Кроме того, в непринуждённой  интересной форме реализуются задачи речевого и познавательного развития во время проведения праздников, развлечений, прогулок, экскурсий в природу. Большой потенциал реализации социально-нравственного и личностного  развития воспитанников имеют такие виды деятельности детей  летом, как наблюдения в природе, трудовая деятельность на огороде, организация фольклорных праздников, ежегодное проведение  в июне параолимпийских игр со всеми воспитанниками яслей-сада.Также  разрабатываются и рекомендации по направлениям развития: физкультурно-оздоровительная работа, мир природы, игра, художественно-изобразительная деятельность, летние праздники и досуги, основы безопасности жизнедеятельности детей, организация работы с родителями, питание, краеведение.

В информационно-методическом кабинете в предверии летнего оздоровительного периода ежегодно оформляется выставки:

1)   выставку «Организация работы летом»;

2) выписку из годового плана по организации работы в летний оздоровительный период и вывешиваем на стенд (на 3 месяца);

3) графики проведения музыкальных и физкультурных праздников, развлечений и досугов;

4) перспективное планирование тематических недель;

5)рекомендации по планированию и проведению образовательной работы летом;

5) картотеки  наблюдений летом за природными объектами;

6) рекомендации по проведению экскурсий, целевых прогулок, прогулок-походов по маршруту (простейший туризм) с учетом рас­положения учреждения дошкольного образования;

7) памятки  по ор­ганизации закаливания в летний период с учётом группы здоровья;

8) календарь летних народных праздников;

9) карты-схемы маршрутов, прогулок, их описание, примерные конспекты их проведения;

10) перспективное планирование с детьми по основам безопасности (в том числе по правилам дорожного движения);

11) картотеки подвижных, строительно-конструктивных, дидактических игр;

12) консультации (индивидуальные, групповые, дифференцированные) по организации работы с детьми летом: прогулок-походов за пределы детского сада; труда в цветнике, на огороде; работы с природным материалом; изучения основ безопасности, правил дорожного движения; использования игрушек и пособий для игр с песком и водой.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

Сроки реализации:2016-2018

Исполнители:

Уласевич Светлана Александровна – воспитатель дошкольного образования,

высшая квалификационная категория, педагогический стаж 25 лет

Цель педагогического опыта: воспитание начал патриотизма у детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи:

-создать комплекс педагогических условий для формирования у воспитанников представлений о быте белорусов;

-осуществить педагогическое руководство формированием представлений о быте белорусов у детей среднего и старшего возраста;

-активизировать родителей к участию в работе по воспитанию начал патриотизма детей средствами музейной педагогики;

-выявить эффективность работы по воспитанию начал патриотизма у детей дошкольного возраста.

Ведущая идея опыта: активизировать работу в учреждении образования  по воспитанию начал патриотизма у детей дошкольного возраста через музейную педагогику.

Ожидаемые результаты:

Активизирована работа творческой группы педагогов учреждения образования и социума.

Пополнен мини-музей экспонатами, воссоздана работа в нем.

Создан комплекс педагогических условий для формирования у воспитанников представлений о быте белорусов.

Выявлены эффективные методы и приемы работы по воспитанию начал патриотизма у детей дошкольного возраста.

Результаты проекта углубят представления воспитанников о быте белорусов средствами музейной педагогики.

В дошкольном учреждении обобщен опыт работы :

* Обеспечение качества физкультурно-оздоровительной работы на основе игровой деятельности в условиях системы взаимодействия специалистов дошкольного учреждения.

* Проектирование физкультурных минуток в ходе реализации тематического содержания образовательного процесса. СКАЧАТЬ

*Система взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения в физкультурно-оздоровительной работе посредством игровой деятельности. СКАЧАТЬ

*Обеспечение качества образования в дошкольном учреждении через организацию физкультурно-оздоровительной работы. СКАЧАТЬ

 

 

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

(из опыта работы Петровской А.Н.)

Игры и игровые упражнения для детей 3-4 лет.

  1. Игра  «Когда это бывает?» Детям предлагаются картинки с изображением различных видов деятельности, характерных для каждой части суток. Дети дают названия частей суток, изображённых на картинке.

Какое время суток? Рассмотри рисунки. Когда это бывает? Почему ты так думаешь?

Для лучшего запоминания можно предложить  стихи, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия, например:

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать… А. Барто

Наступила ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра.

Глазкам спать давно пора.

Ждёт тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Н. Воронько

Встала − прямо не узнать!

До пояса умылась,

Убрала свою кровать

И даже косы расчесать

Сама не поленилась.

С. Баруздин

2. Игра  «Назови пропущенное слово».

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:

— Мы завтракаем утром, а обедаем −…

— Мы умываемся утром, а ложимся спать −…

— Мы спим ночью, а просыпаемся −…

В эту игру можно поиграть на свежем воздухе.  Вместо мяча  использовать снежный ком или шишку.

Дети быстрее запоминают и называют утро и ночь. Дело в том, что названия «утро» и «ночь» дети чаще слышат от взрослых,  как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро!»− говорит часто мама, а воспитатель приглашает: «Приходи в детский сад завтра утром».  Кроме того,  для утра и ночи  характерны постоянные виды деятельности (подъём, одевание, зарядка, ночной сон). Различение и называние дня и вечера, как частей суток больше затрудняет детей. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова. К тому же слово «день» используется в разных значениях. (День, как сутки, как половинка суток и как часть суток).  Для этих промежутков времени характерно разнообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом − для вечера, зимой − для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже. В связи с этим очень важно как можно чаще взрослым  употреблять эти слова в речи: «Добрый день! Добрый вечер!  Вечером мы пойдём в гости….»

Игры и игровые упражнения

для детей 4-5 лет.

 

В средней группе уже можно показать детям, что бывает и что делают утром, днём, вечером и ночью  не только дети, но и взрослые. А так же  последовательностьсменяемость суток.

Примерные вопросы к беседе:

— Работает ли  кто-нибудь ночью? Если да, то кто?

— Что дети делают ночью дома?

— Что они делают утром дома, когда встанут?

— Что делают утром родители?

— Что делают днём дети?

— Что делают днём родители? И т. д.

После того, как дети научились определять части суток по разнообразной  деятельности,  их внимание необходимо сосредоточить на объективные показатели,  символизирующие время (положение солнца, степень освещённости земли, цвет неба и т. д.) Можно использовать модели (утро − розовый квадратик, день − жёлтый, вечер − серый, ночь − чёрный).

1. Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку». (Утро, день, вечер, ночь)

Воспитатель: Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом?  Или

Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь потом? И т. д.

2. Игра «Назови пропущенное слово». (См. выше).

— Если мы завтракаем утром, то обедаем …

— Днём ты обедаешь, а вечером …

— Если сейчас утро, то после утра будет …

— Если сейчас день, то после будет …

— Если сейчас день, то что было до этого …

3. Игра  «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Дети  отправляются  в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы)  делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.

4. Игра  «Когда это бывает?» (см. выше)

У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный рассказ  ребёнок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: утро − розовая, день − жёлтая, вечер − серая, ночь − чёрная.

Игры и игровые упражнения  для детей 5-7 лет.

В старшей группе, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Слово «сутки» должно выступить,  как обобщение,  т. е,  сутки  состоят из четырёх частей − день, вечер, ночь, утро.  Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, утро, ночь − это части целого − суток, что отчёт последовательности частей суток можно проводить,  начиная с любой из них. Для закрепления понятия о частях суток можно провести с детьми беседу по следующим вопросам:

— Вспомните, что знаете о сутках.

— Какое сейчас время суток?

— Какие части суток вы знаете ещё?

— Как вы узнаете, что уже наступила ночь?

— Назовите все части суток, начиная со дня.

— Солнышко светит днём, а когда светит луна?  И т. д.

1. Игра «Когда это бывает?»

2. Игра «Назови пропущенное слово».

3. Игра «Что мы делаем?»  Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает показать детям, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего − угадать, что изображают играющие.  Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение: отгадывает не взрослый, а один из детей.

4. Игра «Назови соседей».

Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток.  Например, назови соседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь и день, потому что до утра − ночь, а после утра − день.)  И т. д.

5. Игра « Вчера, сегодня, завтра». Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребёнок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда?»

Примерные фразы:

— Мы пойдём в бассейн…(сегодня).

— Мы будем рисовать …(завтра).

— Музыкальное занятие было… (вчера).

— Все дети спят … (ночью).

6. Игровое упражнение «Исправь ошибку».

Воспитатель говорит предложение, в котором допускает ошибку. Дети исправляют.

Примерные фразы:

Вчера мы будем рисовать сказку.

Завтра ходили кататься с горки.

В будущем году мы ездили отдыхать на юг.

Для закрепления знаний детей о частях суток  можно использовать   загадки, стихи, рассказы и сказки.

Загадки про части суток.

Первый лучик солнышка

Заглянул в окошко,

И проснулся сразу же

Мальчуган Антошка.

Когда это бывает?

(утром)

 

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

(утром)

 

Когда  петушок

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт,

Солнышко встречать зовёт.

(утром)

 

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только заводы, вокзалы,

Часы и машины не спят.

(вечер)

 

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену  …

(ночь)

 

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит.

(ночь)

Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает?

(днём)

С зарёй родился,

Чем больше рос

Тем меньше становился.

(день)

 

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

(утром)

 

Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовёт на ужин.

Когда это бывает?

(вечером)

 

По небу лебедь чёрный

Рассыпает чудо − зёрна.

Чёрный белого позвал,

Белый зёрна поклевал.

(день и ночь)

Знакомство со временем года.

Со временем  года можно знакомить детей  уже в младшей группе. С этой целью используются наблюдения на прогулке, чтение  стихов, рассказов, сказок,  загадывание загадок, а так же рассматривание различных иллюстраций.

-Когда это бывает? Рассмотри картинки. Что ты видишь на них? Почему ты так думаешь? Назови признаки каждого времени года. Что в это время делают люди? Как одеваются? Как ведут себя животные?

Лето                                                                                   Осень

Зима                                                                                       Весна

 

Загадки.

Что за волшебница краски взяла,

Листья покрасила,  с веток сняла.

Мошек упрятала спать до весны,

Птичек отправила в тёплые страны.

Что за волшебница, скажешь мне ты?

(осень)

Несу урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я  − … (осень)

 

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, белю поля, дома,

Зовут меня …

(зима)

Прилетела без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(осень)

 

Утром мы во двор идём −

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(осень)

 

 

Я раскрываю почки в зелёные  листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна. Зовут меня …

(весна)

 

Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, купайтесь, − приглашаю!

И любите за это вы все меня. Я …

(лето)

 

 

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей  с  временами года.

 

1. «Когда это бывает?» Детям предлагаются картинки, на которых нарисованы различные времена года.  Воспитатель называет одно из времён года, дети поднимают соответствующую картинку и объясняют свой выбор.

2. «Разложи картинки по порядку». На столе 4 картинки с изображением времён года.  Детям предлагается разложить все картинки по порядку.

3. «Времена года». Игра с мячом. Детям можно задать следующие вопросы:

— Какие времена года вы  знаете?

— Какой вы представляете зиму?

(Снежной, морозной, со льдами и сугробами.  Солнышко не поднимается высоко, греет слабо. Падает снег.)

— А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?

— Как приспосабливаются животные к зиме?

— Какое время года наступит после зимы?

— Какие признаки весны вы знаете?

— Какое время года наступит после весны?

— Какие пословицы вы знаете о лете? И т. д.

Знакомство детей с календарём.

В 5-6 лет у детей уже есть необходимый запас представлений, они уже знакомы с продолжительностью  суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе (6-7 лет), продолжив работу, можно дать знания о календарном годе.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Наглядное представление о том, как дни «уходят», события «приближаются»  даёт отрывной календарь. Отрывая листочки, можно складывать их в коробку с ячейками. В одну ячейку складываются 7 листков − 7 дней недели.   В  следующую  − ещё 7 и т. д.  В конце месяца подсчитываются количество дней и недель.  А в конце года  − количество месяцев. Предложенное пособие может служить моделью календарного года.

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с  днями недели. (5-7 лет)

Дети должны понимать вопрос: «Какой сегодня день недели?». Объясните, что понедельник — первый день недели, вторник — второй день недели, среда — третий день, середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый день, суббота — шестой день, воскресенье — седьмой.  Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке — от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: «Сегодня понедельник, а какой день был вчера?» — «Воскресенье». — «Давай еще раз вспомним, какой сегодня день». — «Понедельник». — «А какой день будет завтра?» — «Вторник». Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: «Завтра я пойду в гости» и т.д.

 

 

 

1. «Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и  раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я − понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

— Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

— Назови все выходные дни.

— Отгадай загадку  и т. д.

Загадки:

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний −

Появляется передний.

(Дни недели)

 

 

Есть семь братьев,

Годами равные,

Именами разные.

(Дни недели)

 

Усложнённый вариант: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола. Воспитатель предлагает им построиться «от вторника до вторника».  «Недели» выстраиваются по порядку одна напротив другой. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

— Среда, назови своих «соседей».

— Пятница, какой день недели перед тобой?

— Суббота, какой день недели после тебя?

— Понедельник, между какими днями недели ты находишься? И т. д.

Дети возвращают карточки на столы,  и игра продолжается.

2 .«Назови дни недели».

Дети встают  в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя любой день недели. Например:

−Пятница. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)

Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно воспитателю. Воспитатель  называет следующий  день недели и т. д.

Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.

Воспитатель называет число в пределах семи и бросает мяч ребёнку, тот называет соответственно день недели.

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с месяцами  (5-7 лет).

1. «Какое слово подходит?»

Воспитатель задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы − (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц)  − октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».

Дети отвечают: «Февраль».

Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).

Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).

Время года …(март, апрель, вечер, зима).

Части суток… (лето, май, апрель, ночь).

2. Беседа с детьми.

Можно, задавая вопрос, бросать ребёнку мяч.

Отгадайте загадку:

Пришёл на день,

А ушёл через год.

(Новый год)

— Какой последний месяц в году?

— Какой праздник в этом месяце отмечают?

— Когда приходит Новый год?

— Что будет после 1 января?

— Что будет, когда закончится январь?

— А потом?

— Сколько всего месяцев в году?

— Назовите все месяцы по порядку.

3. «Круглый год».

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает  кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:

— Каким месяцем заканчивается год?

— Назови осенние месяцы?

— Какой месяц идёт после октября?

— В каком месяце день твоего рождения?

4. «Двенадцать месяцев».

Воспитатель раскладывает  на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут?

Двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

Усложнение: Каждый месяц вспоминает, что он может рассказать о себе и своих «соседях».

Воспитатель задаёт вопросы:

— Первый месяц, как тебя зовут?

— Как зовут второй месяц?

— Январь, придумай загадку о своём месяце.

— Октябрь, вспомни пословицу о своём времени года.

— Март, ты какой месяц в году?

— Май, в каких сказках встречается твоё время года?

— Сентябрь, назови сказку, где встречается  твоё время года.

Загадки.

Дни его  − всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт −

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду  − упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(Январь.)

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём − капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?

(Февраль.)

Солнышко  всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март.)

В ночь мороз,

С утра капель,

Значит, на дворе …

(Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май.)

 

Самый длинный, длинный день.

В полдень − крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка.

(Июнь.)

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его − вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?

(Июль.)

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи.

(Август.)

В каком месяце лето кончается,

А осень начинается?

(Сентябрь.)

 

 

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

 

Поле чёрно-белым стало,

И уже похолодало,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Мир детства невозможно представить без сказки. Присутствие сказочного героя придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению, как математических понятий, так и литературного материала. Очень интересное пособие Т.  А. Шорыгиной «Точные сказки» (Формирование временных представлений). Издательство ООО « Книголюб», 2004.  Серия «Развивающие сказки для детей».

В пособии даны описания занятий, построенных на беседах и анализе поступков героев авторских сказок. В ходе занятий дети получают представление о времени и измеряющих его величинах: годе, месяце, неделе, сутках, часе, минуте и секунде, знакомятся с различными видами часов и календарей.

Сказка М. Беляевой «Кто будит петуха?» знакомит  с частями суток, с тем,  что делают животные в разные части суток, как они чувствуют время. Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» помогает запомнить все 12 месяцев. Объясняет, почему они все идут один за другим.

 

Используемая литература:

1. Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».

Москва «Просвещение»  1991.

2.  В. П. Новикова «Математика в детском саду».  Старший дошкольный возраст.  Издательство «Мозаика − Синтез».

3. В. П.  Новикова  «Математика в детском саду». Подготовительная группа. Издательство «Мозаика − Синтез».

4. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Младший дошкольный возраст. Издательство «Мозаика − Синтез».

5. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст. Издательство «Мозаика − Синтез».

6. З. А. Михайлова, Э. н. Иоффе  «Математика от трёх до семи». Издательство «Акцидент».

7. Т. А. Шорыгина  «Точные сказки». Формирование временных представлений. Издательство ООо «Книголюб».

8. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2005 г., стр. 78

«Времена года» Т. Хоштария, Л. Легчилина.

9. Е. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников».

 

Оставить комментарий